Госсовет объединит федеральную власть и регионы

« Назад

05.02.2020 13:17

putin-2847423_1920 6 февраля депутаты Госдумы обсудят поправки в Конституцию: в парламент из регионов и от общественных и религиозных организаций поступили сотни предложений. А, например, сенатор Алексей Пушков предложил закрепить в преамбуле Конституции статус России как «державы-победительницы» во Второй мировой войне, поскольку этот статус определяет «внутреннее и международное существование» страны. Почему меняется Конституция? Об этом рассуждают эксперты.

Владимир Путин обозначил новую конфигурацию верховной власти в России. Как она будет выглядеть? Что изменится в стране после внесения изменений в Конституцию?  В эфире сетевого вещания «Вечерней Москвы» прошел круглый стол на тему «Конституция и новая роль парламента».

Эксперты совещаются

— Полной определенности пока нет и в ближайшие дни не будет, — пояснил член комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству, представитель от законодательного органа государственной власти Челябинской области Олег Цепкин. — Напомню, создана рабочая группа из 75 экспертов, которые и разрабатывают поправки в Конституцию. В эту группу входят люди самых разных политических взглядов, представители разных слоев общества. Поэтому можно рассчитывать, что предложенные поправки будут отражать интересы общества в целом. Очень важно, что руководят группой профессионалы, имеющие прямое и непосредственное отношение к разработке законов.

Почему сейчас?

В чем причина изменений Конституции? Почему именно сейчас?

— Потому что на нашу страну усиливается внешнее санкционное воздействие. Они заставляют преобразовывать не только экономику, но и политическую систему, — считает политолог, генеральный директор Центра политической информации Алексей Мухин.

По словам эксперта, сейчас в обществе нарастает недоумение и даже подозрения. Почему поправки в Конституцию, предложенные президентом, были так быстро рассмотрены и приняты в первом чтении Госдумой? Куда все так торопятся?

— Все просто: эти поправки довольно долго готовились квалифицированными юристами в недрах администрации президента. Поправки быстро приняли, потому что они были тщательно проработаны, они не были «сырыми».

Василий Колташев, руководитель Центра политэкономических исследований, пояснил:

— Изменения Конституции и формирование нового кабинета министров — в значительной мере результат экономических изменений, которые в последние годы происходят. После того как отшумела вторая волна кризиса в 2014–2016 годах, российская экономика стала двигаться в новом направлении. Это увеличение государственного протекционизма, импортозамещения, государственных инвестиций в инфраструктуру или государственно-частных инвестиций. Это хорошо видно по Санкт-Петербургу, Приморью, Москве. Появились новые национальные проекты, была поставлена задача завести в регионы более серьезные инвестиции. А это значит, что прежняя система формирования власти и управления страной не может сохраниться в прежнем виде. Нынешняя система с этими новыми задачами просто физически не справляется.

Алексей Мухин согласен:

— Взять, например, национальные проекты. Их должны были выполнять все вместе. Но правительство и регионы просто «футболили» нацпроекты друг другу. Ничего не решалось! Поэтому президент решил разрубить гордиев узел и просто перенастроить политическую систему.

Василий Колташев уточнил:

— Мы будет уходить от федерации в сторону страны с унитарным устройством. Эта форма организации власти позволит региональным начальникам работать совершенно по-другому, когда они будут рассматривать себя не как хозяев регионов, которые ведут переговоры с федеральным центром — делать им что-то или не делать, а как менеджеров, отвечающих за регион.

История не повторится

Игорь Круговых, заместитель председателя Совета по де- лам национальностей при правительстве Москвы, вспомнил, как принимали нынешнюю, ельцинскую Конституцию.

— В 20-х числах декабря 1993 года нас, представителей различных общественно-политических организаций, собрали в Государственном Кремлевском дворце. Нам показывали на карте ход голосования. Дошло до Волги, где одна из республик проголосовала против поправок в Конституцию, а потом в зале погас свет! Я сидел рядом с режиссером Меньшовым и его супругой. Часа два мы ждали в темноте, потом вдруг свет зажгли, на сцену вышел человек и сказал: «Поздравляю вас с принятием Конституции!» Так вот, я думаю, что в этом году так принимать Основной Закон страны не будут.

По мнению эксперта, важно вспомнить и тот факт, что Конституция 1993 года была Конституцией переходного периода.

— В ней, например, не были предусмотрены элементарные, казалось бы, вещи. Например, что люди, находящиеся на высоких должностях, не должны иметь двойного гражданства, — пояснил Круговых.

Все законы переписывают

Доктор экономических наук Владимир Рожков добавляет:

— Мы всегда были в плену стереотипа, что на нашем пространстве конституционное право действует более 100 лет, а в США — более 230. И, дескать, в Штатах Основной Закон страны меняли считанное количество раз, вот и нам нечего этим заниматься. На самом деле американскую Конституцию правили несколько десятков раз — потому что страна развивалась, менялись условия жизни, а вместе с ними и Основной Закон страны. То же самое происходит и в России. Изменились условия жизни, нужно менять и Конституцию — под новые реалии. Ну, например, мы вводим приоритет нашего права перед международным. Это значит, что укрепляем суверенитет.

Единая система публичной власти

Алексей Мухин уточняет:

— Президент дал очень емкую формулировку, зачем необходимо менять Конституцию. Он говорил о необходимости сформировать единую систему публичной власти. Ведь сейчас наша власть несколько разделена. Значит, нужна новая система, которая позволит действовать более эффективно. При этом, обратите внимание, президент произвел настоящую революцию. Часть своих полномочий он передал представительным органам — Госдуме и Совету Федерации. Но чтобы баланс власти сохранился, необходимо четко прописать, за что же будет отвечать Госсовет. Я напомню — этому органу уже 19 лет, он сформирован, обкатан в работе, он прошел несколько этапов своего развития. В администрации президента есть даже специальное подразделение, ответственное за то, чтобы этот орган развивался. Иными словами, сделано все, чтобы ввести Госсовет в тело Конституции и обозначить в Основном Законе страны его роль. Госсовет должен стать органом, который связывает региональный и федеральный уровень власти.

Ведь опыт последних восьми лет развития российской экономики показал: четкое разделение «бедных» регионов и федеральных властей, которые распоряжаются деньгами, но не чувствуют регионов, становится для экономики не просто болезненным, но смертельным! Именно поэтому президент и его команда, судя по всему, предложат на всенародное голосование введение в Конституцию Госсовета, который должен решить эти проблемы.

Как пояснил эксперт, предложения по изменениям в Конституцию будут изучены парламентом, потом подписаны президентом, а затем они уйдут в регионы. Те утвердят, и лишь затем будет голосование по поправкам в Основной Закон страны.

Олег Цепкин добавил, что сейчас Центризбирком разрабатывает механизм — как именно люди в России будут голосовать за принятие поправок в Конституцию.

— Думаю, механизм голосования будет очень похож на тот, с помощью которого мы выбираем губернаторов, — пояснил эксперт. — Будем ли мы голосовать за весь пакет поправок или по их блокам, пока неясно. Но голосование точно будет. С Конституцией 1993 года, думаю, мы не останемся. Хотя бы потому, что новый Основной Закон предполагает социальные гарантии, а это значит, что его наверняка поддержат самые широкие слои населения.

Плюс в новой Конституции будут заложены основы для усиления суверенитета России. И мне трудно представить людей, которые бы эту идею не поддержали.

Игорь Круговых рассуждает:

— Конечно, и новая Конституция, и Госсовет в ней необходимы. Почему? Потому что сейчас, например, не очень понятно, кто именно у нас в стране отвечает за экономическую, национальную, демографическую политику. Все вместе и никто отдельно. Мне кажется, что Госсовет станет органом, который объединит усилия самых разных органов власти в реализации общих усилий.

Владимир Рожков надеется, что в Госсовете будут не только губернаторы, министры, представители парламентских фракций, но и больше представителей науки, работодателей, профсоюзов.

Василий Колташев считает, что главная задача Госсовета — стать органом, где губернаторы, люди с мест, могут вносить предложения по изменению госполитики.

Эксперты сошлись во мнении, что главная цель изменения Конституции — сделать Россию более крепким и при этом социально ориентированным государством.

Уже осенью мы узнаем, как именно в реальности будет изменен главный закон.

КСТАТИ

Первая Конституция РСФСР была принята в 1918 году. Следующая — в 1936-м. Она, кстати, гарантировала равное всеобщее избирательное право, право на труд и отдых, материальное обеспечение в старости и болезни, свободу совести, слова, печати, собраний и митингов. Конституция 1977 года закрепляла однопартийную систему. Сейчас Россия живет по ельцинской Конституции 1993 года.

КАК У НИХ

США

Конституция Штатов как Основной Закон государства была принята в 1787 году.С тех пор в нее внесли 27 поправок. Среди них, например, в 1865–1866 годах было гарантировано равенство всех граждан перед законом и отменено рабство. А в 1869 году введено всеобщее избирательное право. 24 марта 1947 года поправкой номер 22 было установлено неукоснительное правило «один и тот же человек не может занимать пост президента США более двух сроков».

Франция

Впервые в стране Конституция была принята во время Великой французской революции, 3 сентября 1791 года. Она менялась много раз. Так, например, Основной Закон страны предусматривал режим директории. После прихода к власти Наполеона — режим пожизненного консульства. Затем — режим империи. После этого было целых семь новых конституций. Сейчас страна живет по Основному Закону, принятому в 1958 году, в который неоднократно вносились поправки.

Великобритания

Считается, что Конституция здесь появилась еще в далеком 1647 году при полководце и государственном деятеле Оливере Кромвеле. Но на самом деле Основного Закона в Великобритании никогда не было и сейчас нет. Более того, не существует даже точного перечня документов, которые бы относились к Конституции. Вместо нее используется ряд законов, прецедентов и конституционных обычаев Великобритании. Они, например, определяют порядок формирования и полномочия органов государственной власти, принципы взаимоотношений государственных органов между собой, а также государственных органов и граждан.

В послании Федеральному собранию президент предлагает расширить полномочия законодателей. В частности, парламент сможет сам выбрать правительство. Между тем многие эксперты уверены, что наши депутаты к новой роли не очень способны. Хотя бы потому, что слабо разбираются как в политике, так и в экономике. Готов ли парламент к выполнению новых задач?

Кадровый задел на будущее

Георгий Федоров, руководитель Центра социальных и политических исследований «Аспект»:

— Идея привлечь парламент к формированию правительства, мне представляется, очень правильная и логичная. Сегодня многие считают, что и Госдума, и Совет Федерации — это некий законодательный монолит, принимающий исключительно угодные исполнительной власти решения. На самом деле это далеко не так. В парламенте представлены интересы самых разных слоев общества, поэтому вполне логично, что эти интересы будут представлять и члены правительства.

На самом деле, как мне кажется, инициатива президента — это предложение на будущее. Потому что сам российский парламент, я убежден, изменится, а значит, и соотношение сил внутри него тоже. Дело в том, что меняется само общество. Ему надоел парламент как место почетной отставки для крупных чиновников, главная функция которых — кивательная. Надоел парламент как место, где полно известных спортсменов, артистов и других вполне заслуженных, но не самых компетентных в деле написания законов и государственного строительства людей. Я думаю, что уже в сентябре этого года случатся досрочные выборы в Госдуму и мы получим в ней других людей. Возможно, это случится и в сентябре 2021 года, как планировалось изначально. Суть в другом — придет больше профессионалов и людей, реально представляющих интересы разных слоев общества, а не финансово-промышленных групп и разного рода структур. Я думаю, изменится и партийный состав Госдумы. Дело в том, что сейчас 50 процентов депутатов избираются по одномандатным округам. А 50 — по партийным спискам. Я, например, очень надеюсь, что партийный состав Госдумы изменится благодаря одномандатникам. Ведь им, чтобы быть избранными, придется очень много и напрямую общаться с избирателями непосредственно. Хотят они этого или нет, но узнать о чаяниях избирателей им придется. А потом, будем надеяться, они будут учитывать интересы избирателей, как разрабатывая и принимая законы, так и голосуя за тех или иных министров правительства. Конечно, многое зависит от территории, от честности и прозрачности выборов, от отношения власти к политическим оппонентам — всех ли из них в принципе допустят до выборов. В общем, факторов, влияющих на состав будущего парламента, очень много. И, как мне кажется, сама идея расширения его полномочий должна стать лишь одной из целого комплекса политических преобразований, которые изменят политическую ситуацию в нашей стране. Перемены, как это ни банально звучит, действительно назрели. Ведь если ничего не делать, то ничего и не изменится.

Партии давно обветшали

Виталий Третьяков, главный редактор журнала «Политический класс»:

— Когда парламент начнет выбирать правительство, то в стране ничего не изменится. Как это все будет происходить? Администрация президента через доверенных кандидатов, а то и руководителей фракций (все зависит от конкретной партии), будет доносить до парламента кандидатуры. А парламент за них голосовать. Пока республика у нас не парламентская, а президентская, сложно представить, что будет по-другому. Возможно, случатся какие-то компромиссы. Возможно, партии захотят иметь в правительстве «своих» людей. Возможно, из этих людей кто-то даже в правительство попадет. Ну и что с того? Проблема в том, что сам институт партий сильно обветшал. Причем не только у нас, но и во всем мире.

Об этом недавно заявил сам президент Владимир Путин. И с ним нельзя не согласиться. Дело в том, что современные партии, к сожалению, не представляют интересы разных социальных групп общества.

Партии от общества оторваны. Причем, повторю, не только у нас. А если обратиться к нашим, то давайте задумаемся, чьи как групп интересы представляет, например, ЛДПР. Я не знаю.

А чьи интересы представляет КПРФ? Поклонников Советского Союза? Но это не социальная группа. Быть поклонниками СССР могут быть и грузчик, и профессор МГУ. При этом, согласитесь, социальные проблемы, которые перед ними стоят, могут быть совершенно разными.

И вот представьте, появится в правительстве министр, «продвинутый» какой-то из фракций парламента. Интересы какой социальной группы он будет как министр отстаивать? Я не очень понимаю.

В парламенте, я считаю, должны работать люди, которые реально представляют интересы многочисленных социальных групп. Взять, например, профсоюзы. Да, они у нас довольно слабые.

Но, согласитесь, совершенно ясно, что они пытаются отстаивать интересы наемных работников. Среди этих работников могут быть люди разных слоев общества, разных профессий, но у них как у работников есть собственные интересы.

Например, гарантированная минимальная зарплата, размер отпуска, регрессные выплаты в случае утраты здоровья, продолжительность трудового дня и т.д. и т.п. Поэтому, я считаю, у профсоюзов должно быть в парламенте свое широкое представительство в виде фракции.

Ведь профсоюзы защищают наемных работников, а э то большая часть экономически активного населения!

Источник: Вечерняя Москва


Комментарии


Комментариев пока нет

Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.

Авторизация
Введите Ваш логин или e-mail:

Пароль :
запомнить

Партнеры