Правовое регулирование лоббизма в России: социологическое исследование
Одной из важнейших задач системы государственного управления на современном этапе развития является создание эффективного механизма взаимодействия бизнес-сообщества с государственными органами, участия бизнеса в выработке государственных решений по важнейшим политическим и социально-экономическим вопросам.
Участие бизнеса в подготовке государственных решений абсолютно необходимо для усиления «обратной связи» и повышения эффективности государственного управления.
Востребованность как государством, так и бизнесом новых механизмов сотрудничества связана с масштабной модернизацией, усилением диверсификации экономики, совершенствованием судебной системы, с развитием института государственно-частного партнерства, процессами межгосударственной интеграции на постсоветском пространстве.
В настоящее время продолжается общественное обсуждение механизмов формирования института лоббизма в Российской Федерации, предусмотренное Национальным планом по противодействию коррупции на 2012-2013 годы, утвержденным Указом Президента РФ №297 от 13 марта 2012 года.
Центр социальных и политических исследований «Аспект» совместно с Рабочей группой по GR общероссийской общественной организации «Деловая Россия» провел социологическое исследование с целью узнать мнение членов рабочей группы и представителей экспертного сообщества по поводу методов и перспектив правового регулирования лоббистской деятельности, оценки эффективности действующих институтов продвижения бизнес-интересов, а также успешных практик иностранного лоббизма.
Участникам исследования были заданы следующие вопросы:
- Каким образом, на Ваш взгляд, должен законодательно регулироваться институт лоббизма в России?
- Нужен специальный федеральный закон о регулировании лоббистской деятельности;
- Необходимо совершенствовать действующее законодательство без принятия специального федерального закона.
- Как Вы можете оценить перспективы законодательного регулирования продвижения интересов бизнес-сообщества и институтов гражданского общества ворганах государственной власти?
- Будет совершенствоваться антикоррупционное законодательство;
- Будет принят закон о регулировании лоббистской деятельности;
- Будут приняты поправки в действующее законодательство с целью уменьшить влияние иностранного лоббизма
- Какие институты продвижения интересовбизнес-сообщества и институтов гражданского общества в органах государственной власти, существующие в России, Вы считаете наиболее эффективными?
- Политические партии
- Общественная палата
- Общественные (экспертные) советы при ОГВ
- Открытое правительство
- Большая четверка (РСПП, ТПП РФ, Деловая Россия, ОПОРА России)
- Отраслевые союзы и ассоциации
- Другое
- Какие институты продвижения интересовбизнес-сообщества и институтов гражданского общества в органах государственной власти, существующие в России, Вы считаете наиболее эффективными?
- Существуют различные практики взаимодействия бизнес-сообщества и институтов гражданского общества ворганах государственной власти в странах с развитой рыночной экономикой. Назовите примеры стран, практики взаимодействия которых возможно применить в России?
Анализ данных, полученных в результате социологического исследования, позволяет сделать вывод о том, что к проблеме институционализации лоббистской деятельностив настоящее время приковано значительное внимание не только со стороны бизнеса, но и государственных органов.
Большинство участников социологического опроса полагают, что необходимо принять специальный федеральный закон, который будет регулировать лоббистскую деятельность в государственных органах. По мнению некоторых участников исследования, в данном федеральном законе необходимо дать формальное определение понятию лоббизм, а также закрепить право создания специальных организаций-посредников, их права и обязанности.
Вместе с тем, участники исследования полагают, что федеральный закон о регулировании лоббистской деятельности не будет принят в ближайшее время, и законодатель пойдет по пути совершенствованияантикоррупционного законодательства. Также будут приняты нормативные акты, ограничивающие влияние иностранного лоббизма.
Также участники исследования особо отметили эффективность предпринимательских союзов и института общественных (экспертных советов) при органах государственной власти.
Необходимо отметить, что существенным достоинством участия объединений бизнеса во взаимодействии с государственными органами является возможность представить общую сбалансированную позицию представителей рынка, что обеспечивается наличием внутрикорпоративных процедур принятия решений внутри бизнес-объединений.
Что же касается общественных советов, то участники исследования полагают, что процедура их формирования должна быть максимально прозрачной и не может зависеть от руководителей соответствующих ведомств. В свою очередь, общественные советыдолжны препятствоватьпринятию ведомствами нормативных актов и программ, негативно влияющих на экономическое развитие страны и формирование цивилизованного диалога между бизнесом и властью.
По мнению экспертов, необходимо осторожно относиться к опыту зарубежных государств в сфере регулирования лоббистской деятельности.
Также необходимо учитывать современный отечественный опыт развития институтов продвижения бизнес-интересов в органах государственной власти. В долгосрочной перспективе большинство экспертов предлагает использовать некоторые практики Соединенных Штатов Америки и стран Европейского Союза.
Многие участники исследования отметили, что миссия лоббизма на современном этапе заключается не только в представительстве консолидированных интересов бизнес-сообщества, но и в создании площадки для конструктивного диалога между бизнесом и государством с целью совершенствования инвестиционного климата и укрепления существующих политических и экономических институтов в России.