Правовое регулирование лоббизма в России: социологическое исследование

« Назад

12.08.2013 10:20

Одной из важнейших задач системы государственного управления на современном этапе развития является создание эффективного механизма взаимодействия бизнес-сообщества с государственными органами, участия бизнеса в выработке государственных решений по важнейшим политическим и социально-экономическим вопросам.

Участие бизнеса в подготовке государственных решений абсолютно необходимо для усиления «обратной связи» и повышения эффективности государственного управления.

 Востребованность как государством, так и бизнесом новых механизмов  сотрудничества связана с масштабной модернизацией, усилением диверсификации экономики, совершенствованием судебной системы, с развитием института государственно-частного партнерства, процессами межгосударственной интеграции на постсоветском пространстве.

В настоящее время продолжается общественное обсуждение механизмов  формирования института лоббизма в Российской Федерации, предусмотренное Национальным планом по противодействию коррупции на 2012-2013 годы, утвержденным Указом Президента РФ №297 от 13 марта 2012 года.

Центр социальных и политических исследований «Аспект» совместно с Рабочей группой по GR общероссийской общественной организации «Деловая Россия» провел социологическое исследование с целью  узнать мнение членов рабочей группы и представителей экспертного сообщества по поводу методов и перспектив правового регулирования лоббистской деятельности, оценки эффективности действующих институтов продвижения бизнес-интересов, а также успешных практик иностранного лоббизма.

Участникам исследования были заданы следующие вопросы:

  1. Каким образом, на Ваш взгляд, должен законодательно регулироваться институт лоббизма в России?
    1. Нужен специальный федеральный закон о регулировании лоббистской деятельности;
    2. Необходимо совершенствовать действующее законодательство без принятия специального федерального закона.
  2. Как Вы можете оценить перспективы законодательного регулирования продвижения интересов бизнес-сообщества и институтов гражданского общества ворганах государственной власти?
  3. Будет совершенствоваться антикоррупционное законодательство;
  4. Будет принят закон о регулировании лоббистской деятельности;
  5. Будут приняты поправки в действующее законодательство с целью уменьшить влияние иностранного лоббизма
    1. Какие институты продвижения интересовбизнес-сообщества и институтов гражданского общества в органах государственной власти, существующие в России, Вы считаете наиболее эффективными?
      1. Политические партии
      2. Общественная палата
      3. Общественные (экспертные) советы при ОГВ
      4. Открытое правительство
      5. Большая четверка (РСПП, ТПП РФ, Деловая Россия, ОПОРА России)
      6. Отраслевые союзы и ассоциации
      7. Другое
  6. Существуют различные практики взаимодействия бизнес-сообщества и институтов гражданского общества ворганах государственной власти в странах с развитой рыночной экономикой. Назовите примеры стран, практики взаимодействия которых возможно применить в России?

Анализ данных, полученных в результате социологического исследования, позволяет сделать вывод о том, что к проблеме институционализации  лоббистской деятельностив настоящее время приковано значительное внимание не только со стороны бизнеса, но и государственных органов.

Большинство участников социологического опроса полагают, что необходимо принять специальный федеральный закон, который будет регулировать  лоббистскую деятельность в государственных органах. По мнению некоторых участников исследования, в данном федеральном законе необходимо дать формальное определение понятию лоббизм, а также закрепить право создания специальных организаций-посредников, их права и  обязанности.

Вместе с тем, участники исследования полагают, что федеральный закон о регулировании лоббистской деятельности не будет принят в ближайшее время, и законодатель пойдет по пути совершенствованияантикоррупционного законодательства. Также будут приняты нормативные акты, ограничивающие влияние иностранного лоббизма.

Также участники исследования особо отметили эффективность предпринимательских союзов и института общественных (экспертных советов) при органах государственной власти.

Необходимо отметить, что существенным достоинством участия объединений бизнеса во взаимодействии с государственными органами является возможность представить общую сбалансированную позицию представителей рынка, что обеспечивается наличием внутрикорпоративных процедур принятия решений внутри бизнес-объединений.

Что же касается общественных советов, то участники исследования полагают, что процедура их формирования должна быть максимально прозрачной и не может зависеть от руководителей соответствующих ведомств. В свою очередь, общественные советыдолжны препятствоватьпринятию ведомствами нормативных актов и программ, негативно влияющих на экономическое развитие страны и формирование цивилизованного диалога между бизнесом и властью.

По мнению экспертов, необходимо осторожно относиться к опыту зарубежных государств в сфере регулирования лоббистской деятельности.

Также необходимо учитывать современный отечественный опыт развития институтов продвижения бизнес-интересов в органах государственной власти. В долгосрочной перспективе большинство экспертов предлагает использовать некоторые практики Соединенных Штатов Америки и стран Европейского Союза.

Многие участники исследования отметили, что миссия лоббизма на современном этапе заключается не только в представительстве консолидированных интересов бизнес-сообщества, но и в создании площадки для конструктивного диалога между бизнесом и государством с целью совершенствования инвестиционного климата и укрепления существующих политических и экономических институтов в России.

1

2

Безымянный


Партнеры